Незнакомец, смотрим, человек простой, грудь понапрасну не выпячивает, но на ногах стоит твёрдо. И экипирован что надо: бердыш в одной руке, курительная трубка в другой, столовая ложка в сапоге, мешочек с махоркой про запас за поясом. Догадываемся, что служба у постового не пыльная, но требуется, как в боевом походе, быть готовым к любым превратностям судьбы. Зипун у служивого туго подвязан кушаком, чтобы не поддувало, дровишки для костерка заготовлены.
– Он у меня тот самый ярославский расторопный мужичок, – говорит автор скульптуры Елена Пасхина (на снимке). – Отменно знает своё дело, верно служит державе. В огне не горит наш мужичок и в воде не тонет. Хочется только, чтобы не был он героем героичем на высоком пьедестале, чтобы горожане уважительно говорили о нём: мол, свой человек, если такой на посту, можно спать спокойно. Лепила его с улыбкой, есть в композиции и такая, может быть, неожиданная уличная подробность: на крышу сторожевой будки взгромоздилась любопытная ворона...
На целые три недели выездной мастерской скульптора стали цехи предприятия «Литарт» в подмосковном Жуковском. Фигура в 1,2 натуры вылеплена из глины. Сейчас в отсутствие автора приступили к делу форматоры – переводят постового в гипс. Затем попадёт он прямо в пекло, в литейку. Переведут его в металл с использованием классической технологии – литья в землю по восковой модели.
Знаменательный факт окончания работ «Литарт» удостоверит фирменным клеймом, тем самым, что стоит на отливках памятников Александру II возле храма Христа Спасителя в Москве, княгине Ольге в Пскове, Кириллу и Мефодию в Дмитрове, преподобноиу Иринарху-затворнику у нас в Борисоглебском и, наконец, ярославскому Собинову работы всё той же Пасхиной.
Инициаторами начинания стала мэрия, а в жизнь его продвигает администрация Ленинского района города. Событие грядёт не районного и даже не городского – общероссийского значения. Идея восстановить исторические заставы в бывших губернских городах принадлежит Московскому архитектурному центру. В Ярославле её оценили и, как видим, отнюдь не на словах поддержали. Всё хорошо сойдётся, если не подведут спонсоры.
У знаменитого «Регулярного плана Ярославля» 1778 года, выдающегося достижения отечественного градостроительного искусства, как раз круглая годовщина. Именно на его картах впервые 230 лет назад появилась не только центральная Ильинская площадь с лучевыми улицами, но и заставы, обозначающие границы города на главных торговых путях. Место одной из четырёх застав, Романовской, и будет обозначено новым памятником. Его установка по архитектурному проекту Анны Седовой намечена на вторую половину августа.